Утверждено решением Совета Общественной палаты Тюменской области от 13 сентября 2018 года (Протокол № 27с/18)
1. Принципы, цели и задачи общественной экспертизы
В целях реализации функций, возложенных на Общественную палату Тюменской области (далее – Общественная палата) Законом Тюменской области от 27.05.2010 N 29 "Об Общественной палате Тюменской области", Общественная палата по решению Совета Общественной палаты проводит экспертизу проектов региональных законов и иных нормативных правовых актов.
Нормативные правовые акты должны соответствовать по содержанию, по форме требованиям законодательства; при их разработке должны учитываться правовые, экономические, социальные аспекты, они должны иметь подробную и вместе с тем логическую, четкую структуру, быть доступными для понимания и использования.
Целью общественной экспертизы является согласование общественно значимых интересов граждан Тюменской области, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Общественная палата проводит экспертизу проектов законов области, затрагивающих вопросы государственной социальной политики и конституционных прав граждан Тюменской области.
Проведение общественной экспертизы основано на следующих принципах: публичности и открытости; качества и ответственности; социальной значимости; репрезентативности.
2. Формирование плана проведения общественной экспертизы
1. Проект плана проведения общественной экспертизы формируется научно-консультативным советом Общественной палаты по предложениям постоянных комиссий Общественной палаты на основе плана законопроектной работы Тюменской областной Думы, а также плана нормотворческой деятельности органов местного самоуправления либо в связи с обращением Губернатора Тюменской области и Председателя областной Думы.
2. Проект плана проведения общественной экспертизы представляется научно-консультативным советом Общественной палаты по проектам законов и иных нормативных правовых актов на утверждение в совет Общественной палаты.
Совет Общественной палаты принимает решение о проведении общественной экспертизы проектов законов, иных нормативных правовых актов и формирует экспертные группы из состава Общественной палаты, научно-консультативного совета, а также общественных экспертов из научных, некоммерческих организаций и общественных объединений.
В соответствии с утвержденным планом проведения общественной экспертизы Аппарат Общественной палаты информирует Губернатора Тюменской области, Председателя областной Думы Тюменской области о перечне проектов законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих общественной экспертизе.
3. Совет Общественной палаты вправе по предложению постоянных комиссий и (или) научно-консультативного совета Общественной палаты внести изменения в план проведения общественной экспертизы.
Утвержденный Советом Общественной палаты план проведения общественной экспертизы, размещается на официальном сайте Общественной палаты. На сайте могут размещаться также тексты законопроектов и иных нормативных правовых актов, внесенных в план.
3. Порядок проведения общественной экспертизы
1. Для проведения общественной экспертизы в соответствии с решением Совета Общественной палаты о включении в план проведения общественной экспертизы законопроекта или иного проекта нормативного правового акта экспертная группа Общественной палаты, ответственная за подготовку проекта заключения назначает и сообщает Совету Общественной палаты Тюменской области фамилию, имя, отчество эксперта, входящего в состав экспертной группы и направляемого в качестве представителя от Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Тюменской областной Думы при рассмотрении законопроектов, являющихся объектом общественной экспертизы. Кандидатура представителя Общественной палаты утверждается решением Совета Общественной палаты.
2. Экспертные группы создаются на период проведения общественной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов Тюменской области и органов местного самоуправления.
3. В качестве экспертов привлекаются:
– юридические лица (некоммерческие организации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества и относится к сфере их уставной деятельности (далее – некоммерческие организации);
– физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:
– высшее и (или) послевузовское профессиональное образование, ученая степень по направлению, соответствующему профилю экспертной деятельности;
– предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 5 лет;
– знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области соответствующей экспертной деятельности;
– умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы.
Физическое лицо представляет в экспертную группу по проведению общественной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов:
1) копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании;
2) копию трудовой книжки;
3) копию документов об ученых степенях и ученых званиях (если имеются);
4) информацию о наличии научных трудов в соответствующей сфере регулирования исследуемого проекта нормативного правового документа.
Юридическое лицо представляет в экспертную группу по проведению общественной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов:
1) копию свидетельства о регистрации общественного объединения;
2) копию свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц;
3) копию устава.
Решение о привлечении дополнительных физических или юридических лиц в качестве экспертов принимается экспертной группой.
4. Эксперты привлекаются к работе на общественных началах. В исключительных случаях эксперты могут привлекаться на основании договора, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансирование данного вида работ осуществляется Аппаратом Общественной палаты.
5. В целях обеспечения публичности и привлечения широкого круга институтов гражданского общества, участие в проведении общественной экспертизы законопроектов и подготовке проектов заключений по результатам их рассмотрения могут принимать Общественные палаты (советы) муниципальных образований, некоммерческие организации.
Некоммерческие организации, изъявившие желание принять участие в проведении общественной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, направляют письменные предложения в экспертную группу.
Аппарат Общественной палаты организует информирование профильных некоммерческих организаций о проведении общественной экспертизы проектов законов, иных нормативных правовых актов и о формировании экспертных групп, а также осуществляет сбор и обработку предложений экспертов и организаций. Письменные предложения, направляемые в экспертную группу, рекомендуется отражать в справках в виде таблицы.
Таблица: структура Справки по подготовке общественной экспертизы (экспертизы) проектов законов и иных нормативных правовых актов
№ п/п
Раздел Справки
Примерное содержание
1.
В чем выражается изменение сложившихся общественных отношений
Обоснование: существенных изменений; создания нового вида (сферы) общественных отношений; незначительных изменений и т.п.
2.
Существующие социальные проблемы в рассматриваемой сфере
Описание проблем, эффективности их решения на настоящий момент (оценка качества государственного управления в рассматриваемой сфере; проблемы, препятствующие организации эффективного управления, и др.)
3.
Круг субъектов гражданского общества, чьи права будут затронуты в результате принятия нормативного правового акта
Семья, школа, детские учреждения, учащиеся и студенты, группы населения – пенсионеры, инвалиды, малоимущие, безработные, мигранты, церковнослужители, верующие и т.п.; субъекты малого предпринимательства и социально значимых областей бизнеса и пр.
4.
Социальные последствия принятия нормативного правового акта
4.1. ограничение социально значимых прав
4.2. осложнение порядка обращений граждан (и их объединений), получения разрешений
4.3. снижение социально-экономической защищенности граждан (и их объединений) по сравнению с существующим порядком
4.4. подрыв авторитета государственной власти и местного самоуправления
4.5. снижение возможности общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, оказания влияния на их решения
4.6. ограничение доступа граждан (и их объединений) к решению вопросов в органах государственной власти и местного самоуправления
5.
Предложения по изменению сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере общественных отношений с учетом положений нормативного правового акта
Меры нормативно-правового и организационного характера
6.
Приложение
Характеристика использованных источников, расчеты и иные материалы, способные оказать помощь в подготовке Заключения общественной экспертизы
4. Сроки проведения общественной экспертизы
1. Работа по проведению общественной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов организуется так, чтобы заключение Совета Общественной палаты поступило в Тюменскую областную Думу до первого чтения законопроекта.
В исключительных случаях по законопроектам, затрагивающим вопросы социальной политики и конституционных прав граждан, заключение может быть направлено в Тюменскую областную Думу ко второму чтению.
2. Работа по проведению общественной экспертизы законопроектов и иных проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Правительством Тюменской области, региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления осуществляется в сроки, установленные планами законопроектных работ, программами деятельности и иными актами указанных органов.
Председатель научно-консультативного совета рассматривает подготовленный экспертной группой проект заключения в срок, который не может превышать 5 календарных дней.
При этом общий срок подготовки заключения не может превышать 25 календарных дней со дня поступления законопроекта в Общественную палату либо со дня начала общественной экспертизы в соответствии с утвержденным планом.
Если Тюменской областной Думой установлены более сжатые сроки, экспертная группа, ответственная за проведение экспертизы, организует оперативную подготовку проекта заключения.
5. Организация деятельности экспертной группы
1. Организацию деятельности экспертной группы осуществляет ее руководитель.
Руководитель экспертной группы:
– вносит предложения о порядке работы экспертной группы;
– направляет членам экспертной группы документы и материалы, поступившие для рассмотрения и подготовки проекта заключения;
– созывает очередное заседание экспертной группы;
– составляет проект повестки дня заседания экспертной группы;
– проводит заседания экспертной группы;
– подписывает протоколы заседаний экспертной группы;
– координирует работу членов экспертной группы;
– решает иные вопросы деятельности экспертной группы в соответствии с настоящим Положением.
Член экспертной группы:
– участвует в заседаниях экспертной группы;
– вносит предложения и замечания по обсуждаемому вопросу;
– в случае невозможности личного участия в заседании экспертной группы направляет предложения и замечания в письменном виде.
2. Первое заседание экспертной группы проводится не позднее 5 рабочих дней со дня поступления проекта закона или иного нормативного правового акта в Общественную палату либо со дня начала общественной экспертизы в соответствии с утвержденным планом.
3. Руководитель экспертной группы уведомляет членов группы, иных участников заседания о месте и времени заседания экспертной группы, повестке дня, а также готовит необходимые материалы к заседанию.
4. Заседание экспертной группы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа ее членов.
5. Повестка дня заседания экспертной группы утверждается членами экспертной группы.
6. В случае отсутствия руководителя экспертной группы заседание проводит член экспертной группы, уполномоченный руководителем.
7. Решение экспертной группы принимается большинством голосов от общего числа ее членов, присутствующих на заседании.
8. В заседаниях экспертной группы могут принимать участие члены Общественной палаты с правом совещательного голоса.
По приглашению руководителя на заседании экспертной группы могут присутствовать представители органов власти, органов местного самоуправления, эксперты, а также представители некоммерческих организаций и иные лица.
9. В заседаниях экспертной группы могут принимать участие представители Аппарата Общественной палаты.
10. По итогам заседания экспертной группы составляется протокол, который подписывает председательствующий (руководитель экспертной группы или уполномоченное им лицо).
11. По итогам заседания экспертная группа готовит проект заключения по результатам общественной экспертизы проекта закона или иного нормативного правового акта и утверждает его.
12. Проект заключения по результатам общественной экспертизы проекта закона или иного нормативного правового акта экспертной группы подписывается руководителем и членами экспертной группы.
6. Содержание заключения по результатам общественной экспертизы
1. По результатам проведения общественной экспертизы соответствующего законопроекта или иного нормативного правового акта готовится проект заключения.
Процесс подготовки заключения по результатам общественной экспертизы включает в себя следующие цели и задачи:
– выявление процессов регионального, муниципального, а также общероссийского характера, связанных с взаимодействием граждан Российской Федерации с региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
– выявление проблем, способных нанести существенный вред правам и свободам граждан, правам общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в сфере осуществления общественного контроля за деятельностью региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
– обоснование необходимости принятия мер нормотворческого, управленческого и иного характера в рассматриваемой сфере.
2. При подготовке проекта заключения по результатам общественной экспертизы экспертной группой в обязательном порядке учитываются предложения и выводы, содержащиеся в справках (опросных листах), материалах и документах, поступивших из некоммерческих организаций и Общественных палат муниципальных образований.
Проект заключения подписывается экспертом или (экспертами). Если подготовка заключения поручалась организации – руководителем организации. Проект заключения рассматривается на заседании экспертной группы, и может быть доработан с учетом замечаний и предложений других членов экспертной группы.
Экспертная группа в случае необходимости направляет проект заключения по результатам общественной экспертизы в научно-консультативный совет для согласования проекта заключения. По результатам рассмотрения, научно-консультативный совет вправе поручить экспертной группе доработать проект заключения в установленные научно-консультативным советом сроки.
Разногласия по проекту заключения рассматриваются на заседании научно-консультативного совета, с участием членов экспертной группы, имеющих разногласия.
В случае, если после рассмотрения разногласий на заседании научно-консультативного совета они остались неурегулированными, решение принимается Советом Общественной Палаты.
При отсутствии замечаний проект заключения считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Общественной палаты.
В случае отклонения Советом Общественной палаты проекта заключения, принимается решение о прекращении процедуры общественной экспертизы, либо о повторном проведении общественной экспертизы.
В случае повторного отклонения проекта заключения общественной экспертизы Совет Общественной палаты принимает решение о прекращении процедуры общественной экспертизы.
3. Заключение по результатам общественной экспертизы законопроекта, подлежащего рассмотрению Тюменской областной Думы в первом чтении, должно содержать:
– оценку концепции законопроекта и соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, общепризнанным принципам и нормам права;
– практическую значимость законопроекта с точки зрения защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан;
– сведения о правомерности и необходимости закрепления в законопроекте соответствующих положений и их объективную аргументированную оценку;
– сведения о состоянии сферы отношений, регулируемых рассматриваемым законопроектом, иным нормативным правовым актом – проблемы, эффективность;
– сведения о субъектах гражданского общества, чьи права будут затронуты в результате принятия законопроекта, иного нормативного правового акта;
– прогнозы развития институтов гражданского общества с учетом принятия рассматриваемого законопроекта, иного нормативного правового акта;
– предложения о внесении изменений и дополнений в иные законодательные акты Тюменской области в рассматриваемой сфере общественных отношений.
4. Заключение по результатам общественной экспертизы законопроекта, подлежащего рассмотрению Тюменской областной Думой во втором чтении, должно, как правило, содержать:
– обоснованные рекомендации по доработке отдельных положений законопроекта, а также поправки к законопроекту, принятому или одобренному в первом чтении, в виде изменения редакции статей либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта;
– краткую мотивировку предлагаемых поправок.
5. Заключение по результатам общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Правительством Тюменской области, региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, должно содержать:
– оценку соответствия проекта нормативного правового акта нормативным правовым актам более высокой юридической силы и ранее принятым решениям Правительства Тюменской области, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;
– обоснование и прогноз социально-экономических и иных последствий реализации предлагаемого решения.
6. Экспертное заключение должно состоять из общих положений, замечаний, предложений и выводов.
В тексте заключения не рекомендуется использовать узкоспециальные термины (за исключением юридических), эмоционально окрашенную (экспрессивную) лексику, жаргонизмы (в том числе и профессиональные). Заключение должно соответствовать официальному деловому стилю, быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, понятным для восприятия.
7. Заключительные положения
В соответствии с Законом Тюменской области от 27.05.2010 № 29 «Об Общественной палате Тюменской области» экспертная группа вправе:
– рекомендовать Совету Общественной палаты направить в Тюменскую областную Думу, Правительство Тюменской области, региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления запрос о предоставлении документов и материалов, необходимых для проведения общественной экспертизы;
– предложить Совету Общественной палаты направить членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Тюменской областной Думы при рассмотрении законопроектов, являющихся объектом экспертизы;
– предложить Совету Общественной палаты направить членов Общественной палаты на заседания Правительства Тюменской области, межведомственных комиссий региональных органов исполнительной власти, на которых рассматриваются проекты нормативных правовых актов, являющиеся объектом общественной экспертизы.